Alprazolam bars
Купить сигнализатор поклевки можно здесь

 

10:00 Акция "Помним. Любим". Посещение могил ушедших театральных деятелей.

13:00 Акция с запуском 100 шаров с символикой Года театра в гимназии №3 г.Дербента.

18:30 День открытых дверей "Театральная ночь". Музыкально-театрализованная программа в Лезгинском театре: Начало в 18.00

- Отрывок из спектакля «Хиджран» по произведению С.Рахмана.

 

«Хрупкая женщина с глазами серны» — возникли в памяти строки из восточной лирики, когда я увидела Дурию РАГИМОВУ. Актриса, певица, режиссер, публицист, переводчица, партийный лидер, общественный деятель — это все она. Ее творческий путь — это около 80-ти сыгранных ролей на сценах лезгинского и азербайджанского театров, это не сосчитать, сколько песен, которые вошли в «Золотой фонд» Азербайджанского государственного телерадиовещания и ГТРК «Дагестан». Это статьи, очерки, пьесы, постановки и многое другое, что оставалось за рамками видимого для всех пространства, где Дурия-Ханум была Звездой Сцены.

— Я бы не ушла тогда из театра, — говорит Дурия Гюльбабаевна, — если бы не болезнь мужа. В 1989 году я вышла на пенсию, оставив работу в Лезгинском государственном драматическом театре им. Сулеймана Стальского. И это была вынужденная мера, тяжело заболел супруг. Человек, с которым была прожита жизнь и лучшие годы, лежал в больнице, а я не могла быть с ним. Насиру было плохо, сахарный диабет перешел в открытую форму туберкулеза, а мне нельзя было опаздывать на работу даже на пятнадцать минут, ведь я еще была парторгом в театре. Как-то я подошла к директору театра с просьбой: разрешить не ехать на гастроли, муж тяжело болен, а если с ним что случится, и меня не будет рядом, я этого не переживу, да и что люди скажут… Но афиши были расклеены, а это значит, зритель будет ждать представления, и ему не расскажешь про больного мужа или другие проблемы. Ты — актриса, а это значит, твоя жизнь на сцене. И вот мы едем в двух автобусах в Магарамкент, а машина с декорациями должна была приехать следом. Но что-то в тот день случилось, что спектакль не состоялся. А что было у меня на душе, один бог знает. Вернулась домой — у мужа температура «под сорок», ему плохо. Я решаю уйти из театра и быть рядом с Насиром.

Я родилась 25 марта 1929 года в Азербайджане, в Кубинском районе в селении Кемиль. Мой отец работал учителем, был партийным работником. Когда мне было 3 года, мы всей семьей переехали в Кубу. Там я пошла в детский сад, в группу, где воспитателем была моя мама Хатун. А когда пошла в школу, то моим первым учителем был мой отец, Гюльбаба. Так мои родители оказались еще и моими первыми педагогами.

После 8 класса я поступила в педагогический техникум. Так было решено моим отцом, несмотря на то, что я мечтала стать медсестрой. В кубинском педагогическом техникуме соседом по парте оказался парень по имени Асеф, он выделялся из всей группы своими способностями, хорошо играл на таре. Мы с ним всегда участвовали в художественной самодеятельности, я пела в хоре, Асеф играл на таре. Так судьба свела меня с замечательным человеком, талантливым композитором и поэтом с Асефом Мехманом. Наша дружба длится и по сей день. Времена были тяжелые — шла война. Нас с Асефом, в числе других музыкантов и певцов всегда посылали выступать перед солдатами, которые находились в госпиталях на лечении, или перед призывниками на фронт.

После завершения учебы, меня направили на работу в район Хызы в Азербайджане. Но отец был против того, чтобы я находилась где-то вдали от семьи. И я устроилась в Кубе в детский интернат воспитательницей. Я любила свою работу и любила детей, своих подопечных, но меня не оставляли в покое: петь и выступать перед почетными гостями, которые приезжали в Куба, приходилось чаще, чем заниматься своими прямыми обязанностями. Мои выступления считались партийной нагрузкой, и нельзя было отказаться. А пока я участвовала в самодеятельности, кому-то приходилось замещать мои уроки.

В 1947 году в Баку состоялась «Первая музыкальная олимпиада» (тогда это так называлось), в которой участвовали талантливые молодые люди со всех районов и сел Азербайджана. Были танцоры, исполнители песен и мугамов, ашуги, семейные ансамбли. Я выступала за Кубу и, исполнив три песни на Азербайджанском языке, оказалась одной из лучших. Заключительный этап олимпиады должен был состояться на радио, в прямом эфире, и слушатели должны были определить победителя. Я исполнила популярные в то время азербайджанские песни «Лайлай» и «Кечмескесте», которые вызвали бурю одобрения и аплодисментов. Одним словом, в этой «Первой музыкальной олимпиаде» я вышла в победители и даже получила денежную премию. В свой город я вернулась уже известным человеком (Дурия Рагимова смеется).

В 1956-ом и 57-ом годах в Баку прошли молодежные музыкальные фестивали, на которых я исполнила две песни. Одну на азербайджанском языке, она называлась «Парень, играющий на таре», а другую авторскую песню Асефа Мехмана «Чулав вилер заз жеда» («Черноглазая») — на лезгинском. И снова был успех. Я в те годы работала заведующей Кубинской ЦБС, и горком КПСС издал приказ перевести меня директором Дома культуры. Ведь я была членом партии, и мне сказали, что я должна буду там поднять работу на должный уровень. Я старалась, и потихоньку работа Дома культуры наладилась. Были открыты творческие кружки, мы организовывали встречи с интересными людьми, например, я помню, приходили к нам поэты и писатели: Тофик Муталибов, Юсиф Эсенбег, Байрам Селимов. После таких встреч проходили выступления нашей самодеятельности. Я пела песни на родном языке, и тогда Байрам Селимов узнал, что я лезгинка. Впрочем, это удивляло многих, ведь с детства я говорила на азербайджанском языке как на родном. Лишь дома, в семье, мы говорили на своем языке. Байрам Селимов, вернувшись в Махачкалу на радио, где он тогда работал, рассказал обо мне. Спустя некоторое время, в Кубинский горком пришла телеграмма из Дагестана с примерным текстом: «…просим откомандировать Дурию Рагимову в Махачкалу для записи песен на радио на лезгинском языке». В горкоме тоже многих удивило, что Дурия Рагимова, так хорошо исполняющая азербайджанские песни, лезгинка. Когда меня отправляли в Махачкалу, единственное, о чем попросили — не оставаться там работать.

Приехав я в Махачкалу, я сразу пришла на радио, оно находилось в старом здании на улице Котрова. В лезгинской редакции я познакомилась с ее сотрудниками — Жамидином, Меджидом Гаджиевым, Шах-Эмиром Мурадовым и Имамудином Апаевым. Они помогли мне устроиться в гостиницу, а на следующий день собрали музыкантов, и мы стали репетировать. Я записала несколько песен на азербайджанском и лезгинском языках. Они и сейчас хранятся в фондах дагестанского государственного радио. Тогда мне многие говорили: «Дурия, тебе надо выступать на сцене».

По возвращению из Махачкалы в Кубу, я устроилась на работу в Азербайджанский театр, где и познакомилась со своим мужем Насиром Гашим-Оглы. Позже он стал режиссером Азербайджанского народного театра в Дербенте, получил звание народного артиста Дагестана. На сцене мы всегда были партнерами и всегда играли главные роли.

В Кубинском театре мы проработали недолго, его почему-то в конце 50-х закрыли. Но нельзя сказать, что мы остались без работы. Нас приглашали театры Баку и Кировобада, нам присылали телеграммы с приглашением на работу в Махачкалу, где на радио уже работал Асеф Мехман. В те годы он заведовал музыкальной частью лезгинской редакции радио и часто организовывал выездные записи для фондов. Я помню, как в 1958 году они приезжали в Кусары целой делегацией — Забит Ризванов, Лезги Нямет, композитр Герейханов, Жамидин, Асеф Мехман. Состоялась встреча, после которой Забит Ризванов сказал мне: «Ты в Дагестане нужнее, Дурия». И когда театр, в котором мы работали, закрыли, мы с Насиром решили ехать в Махачкалу.

В Махачкале нам предложили работу в филармонии. Вместе с нами из Азербайджана приехало еще несколько артистов, одна супружеская пара, и несколько музыкантов. Так мы организовали свой ансамбль, с которым разъезжали по районам, пели, выступали.

В 1963 году был организован Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского, и первый режиссер театра замечательный и талантливый человек Багиш Айдаев пригласил меня и моего супруга в свой коллектив.

Мои лучшие годы прошли в лезгинском театре, и мои лучшие роли были сыграны на сцене лезгинского театра. Я чувствовала любовь и уважение со стороны зрителей. Особенно в районах. Меня часто называли «Пери Ханум» — именем главной героини одноименного спектакля Шамхалова, ставшего особенно популярным в народе. У меня были замечательные коллеги — нар. арт. РСФСР и Даг. АССР М. Кухмазов и Ш. Кухмазова, нар. артисты Дагестана С. Агабалаев, З. Сайдумов, Рамазанова, и другие.

За годы работы в Лезгинском театре я сыграла около 50 ролей, в том числе роли в одноименных пьесах — Пери Ханум, Ханумы, Саяд, Сарбике, Фасине. Писатель Ибрагим Гусейнов написал пьесу «Сказание о любви» (Муьгьуьбатдикай риваят), где главная роль предназначалась мне. В драме Дж. Джабарлы «Айдын» я играла Гюльтекин, в драме Меджидова и Хюрюгского «Ашуг Саид» я играла Дильбер, в комедии «Лале» — главную роль Лале, в пьесе Меджидова «Цветок России» — роль Пери, в «Короле Лире» — Регану. В пьесе Константинова и Рацера «Ограбление в полночь» я играла роль девушки, которая по сценарию должна была произносить фразу: «Я молодая, неопытная…» Весь текст пьесы, естественно, был переведен на лезгинский язык, но эту фразу я произносила на русском, что вызывало у публики особенную реакцию. И еще много других ролей были сыграны мною на сцене Лезгинского музыкально-драматического театра имени С. Стальского. За годы работы в театре я была еще и участницей Декады искусства и культуры Дагестана в Москве в 1965 году, в Ленинграде в 1969 году и в Баку в 1972 году.

За созданные образы на сцене, за исполнение народных песен и активное участие в общественной жизни республики Дурия Гюльбабаевна Рагимова в 1965 году была удостоена почетного звания «Заслуженная артистка Дагестанской АССР», в 1977 году — звания «Народная артистка Дагестанской АССР». А в 1986 года она была награждена орденом Дружбы народов.

Кроме сценической деятельности, она всегда была занята общественными заботами. «Ведь я была парторгом в театре и депутатом Городского совета, — продолжает Дурия Рагимова, — и выполняла наказы народа. Где надо проложить дорогу, где открыть салон красоты, где организовать ремонт в детской больнице, в поликлинике, а где еще один маршрут городского транспорта запустить. И все это делали бесплатно, на общественных началах, ведь мы носили имя народных избранников и должны были представлять их интересы. Ко мне приходили домой соседи и просто горожане, просили наладить какие-то свои проблемы, и я старалась помочь.

А когда я в 1993 году обратилась к городским властям с просьбой выделить участок земли семье моей дочери, она жила в большой тесноте, в управлении мне сначала пообещали, а потом отказали. А я сказала: «Я так и знала, что вы мне откажете. Спасибо.

В 1967 году в Дербенте возрождается Азербайджанский народный театр, мой муж Насир Гашим-Оглы его возглавляет в качестве режиссера, а я продолжала работать в лезгинском театре. Преданный театральному искусству Насир, несмотря на нехватку средств и отсутствие подходящих условий для работы, в очень короткий срок сумел воссоздать театр. А ему пришлось очень трудно. Ощущалась острая нехватка кадров. Он, будучи режиссером, сам играл главные роли, приглашал в театр студентов педагогического училища и лично работал с ними. Я, будучи артисткой Лезгинского драматического театра, помогала своему мужу в становлении Азербайджанского народного театра, играла на сцене, писала пьесы, делала переводы с русского на азербайджанский язык, а когда было надо и наоборот.

Для постановки серьезных произведений, мы вначале прибегали к помощи актеров Государственного лезгинского драматического театра, свои пьесы тоже ставились на сцене единственного тогда в городе Лезгинского музыкально-драматического театра имени С. Стальского. За годы своей работы в Азербайджанском народном театре мы сделали постановки таких пьес как: «Фархад и Ширин» С. Вургуна; «Увядшие цветы» и «Севиль» Дж. Джабарлы; «Утро апреля» Ю. Азим-заде; «Пятирублевая невеста» и «Жена начальника» С. Рустамова; «Свекровь» М. Шамхалова; «Не та, так эта» У. Гаджибекова; «Муж моей жены» и «Эльбрус женится» Г. Хугаева и др. Театр участвовал во всех ежегодных смотрах народных театров республики. А в 1976 году Азербайджанский народный театр за постановку одного из сложных классических произведений, трагедию Самеда Вургуна «Фархад и Ширин», был удостоен премии Министерства культуры Дагестанской АССР.

И я, и мой муж Насир Гашим-Оглы — мы одинаково хорошо владели родным лезгинским и азербайджанским языками. На сцене лезгинского и азербайджанского театров мы выкладывались, как могли, делали все, что в наших силах. Когда Насир, по болезни, совсем занемог и ушел с работы, в Азербайджанский народный театр на постоянную работу вышла я и проработала сначала художественным руководителем, затем режиссером до 1998 года. Сыграла около 30 ролей, осуществила более 10 постановок, таких как музыкальная драма «Пери Ханум», музыкальные комедии С. Рустамова «Пятирублевая невеста» и «Дурна», музыкальные композиции «Физули 500» и «Великий Низами», музыкальная комедия Узеира Гаджибекова «Муж и жена», одноактные пьесы «Хор-Хор», «Телли и Вели», «Мензер» и другие».

Вплоть до в 2007 года Дурия Рагимова играла на сцене, до 2005 года она преподавала «Сценическую речь» и «Мастерство актера» на театральном факультете Дербентского музыкального училища. О ее жизни и творчестве снимали передачи, писали очерки, ей посвящали стихи и поэмы. Она и сама является активным членом Союза литераторов «Гюлистан». Ее статьи о театре, о творчестве актеров и стихи часто печатаются в республиканской прессе. Стихи писала Дурия Рагимова на лезгинском и на азербайджанском языках. Ведь не зря ее называли «Соловьем двух народов».

Сейчас Дурия Рагимова живет с дочерью Ягуд и ее семьей в центре Дербента. У нее пятеро внуков и шесть правнуков. Старшая ее дочь Алмас, хоть и закончила режиссерский факультет краснодарского института, работает заведующей Музея культуры и быта древнего Дербента. «Она издала книгу "Свадебные обряды Древнего Дербента"», — не без гордости говорит Дурия Гюльбабаевна. Дело своих родителей — артистов, достойно продолжает младшая дочь Дурии Рагимовой Ягуд Хандадашева. Она закончила Азербайджанский институт искусств имени М. А. Алиева, сыграла около 40-ка ролей на сцене азербайджанского театра.

В 2001—2004 годах Ягуд Хандадашева работала режиссером-постановщиком теперь уже в Азербайджанском государственном драматическом театре, этот статус бывшему Азербайджанскому народному театру присвоили в 1998 году. Ягуд Хандадашева поставила 6 спектаклей и композиций, в числе которых, трагедия «Пери Джаду», комедия «С доброй вестью», драма «Кто виноват?», сказка «Зайка-зазнайка». Так же как и мать, она преподает на актерском факультете Дербентского музыкального училища, первым выпуском которого были ее студенты.

Р. S. Возвращаясь из Дербента после радушного приема хозяйки дома Ягуд и интересной беседы с Дурией Рагимовой, я долго еще находилась под впечатлением ее рассказов. Мимо яркими кричащими призывами мелькали плакаты и баннеры современных супер и мегазвезд. Что-то я не видела плаката, приглашающего на праздник по поводу юбилея Дурии Рагимовой, подумала я, хотя бы маленького, скромненького. А ведь свой восьмой десяток она справила еще в прошлом году?

И разве ее восьмидесятилетие не было бы поводом собраться в кругу друзей и поклонников ее таланта в красивом зале и порадоваться за себя и за нее. За Дурию Ханум — Соловья двух народов и Звезду Сцены.

Гулера КАМИЛОВА

Газета Настоящее время

Сегодня   Насира Гашим оглы, Дурии Рагимовой, Алмас ханым нет рядом с нами, но память о них долго будет жить в наших сердцах…

Аллах ряхмят элясин!

29 ноября артисты Азербайджанского государственного драматического театра в школе – интернате №2 г.Дербентапровели мероприятие под девизом «Мы против терроризма и экстремизма».

Встретиться с учащейся молодежью пришли заместитель директора театра Ядулла Гашимов, заведующая музыкальной частью, Заслуженная артистка РД Севда Бейбалаева, артисты театра, руководители общественных организаций, представители СМИ и тд.

Заместитель директора театра Ядулла Гашимов отметил, что экстремизм в своих реальных проявлениях и его крайняя форма - терроризм представляют собой серьезную опасность для государства и общества. Несмотря на проблемы с проявлениями экстремизма в последнее время ведется серьезная работа по сдерживанию негативных проявлений этой «болезни». Для достижения этой цели государством   вырабатываются меры, направленные на предупреждение возможности формирования негативной мотивации у молодежи, и в эту работу широко вовлекаются институты гражданского общества.

Заслуженная артистка РД Севда Бейбалаева, артисты театра Камаля Рзаева, Афсана Меликова, Осман Михрабов, Сархан Самадов, Эльгар Керимов, Максуд Максудов, Мурад Абдулалиев представили большую литературно-музыкальную композицию под названием «Мы против терроризма и экстремизма», « Изменим Мир к лучшему».

Читали стихи и пели песни, осуждающие терроризм и экстремизм.

4 декабря Азербайджанский государственный драматический театр представил   театрализованную   музыкально- поэтическую композицию «Твой и мой Дагестан»   в Институте мировой Экономики г. Дербента.

Мероприятие открыла Заведующая музыкальной частью театра, Заслуженная артистка РД Севда Бейбалаева. В своей речи она отметила, что в соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Его основные задачи связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций и достижений; доступностью лучших образцов театрального искусства для жителей разных городов, совершенствованием организации театрального дела и привлечением внимания к вопросам театрального образования. Мероприятия Года охватят все регионы Российской Федерации.

Затем для студентов вуза Заслуженные артисты РД Магеррам Омаров, Махир Меликов, Алимовсум Аббасов, певцы Осман и Тамила Михрабовы, актрисы Диляфруз Шихмамедова, Кямаля Рзаева, актёр Сархан Самадов, музыканты Эльгар Керимов, Максуд Максудов, Мурад Абдулалиев, Шихсадык Багиров представили театрализованную музыкально- поэтическую композицию.

Интересная игра актеров, своеобразная музыка никого не оставили равнодушным. По окончании композиции зрители долго аплодировали артистам. С пожеланиями выступила ректор института Севиль Садыкова, которая выразила огромную благодарность руководству театра Фирдоуси Аскерову и всему коллективу за труд, профессионализм и огромный вклад в развитие азербайджанской культуры.

Сегодня, 27 ноября III Республиканский конкурс в области событийного туризма стартовал в Историческом парке «Россия – моя история» в Махачкале. Артисты Азербайджанского государственного драматического театра приняли участие в открытии конкурса.
В мероприятии приняли участие первый заместитель председателя Правительства РД Анатолий Карибов, министр по туризму и народным художественным промыслам Дагестана Расул Ибрагимов, министр культуры РД Зарема Бутаева, а также эксперты и профессионалы в сфере науки и культуры, туризма, агро-экотуризма, спорта. 
Перед началом конкурса гости ознакомились с экспонатами выставки-продажи изделий народных умельцев, представляющих народные художественные промыслы Дагестана. 
Открыл мероприятие Анатолий Карибов. Он отметил, что данный конкурс важен для развития и популяризации туризма в регионе, а также для развития социально-экономического положения в республике. 

«Мы давно открыты для гостей, для туристов, для инвестиций. У нас проводится много фестивалей и других мероприятий, которые становятся традиционными. Это музыкальные фестивали “Порт-Петровские ассамблеи”, “Горцы”, в этом году у нас прошли чемпионат Европы по борьбе, форум “Россия – мусульманский мир” и другие события. Все участники и гости этих мероприятий посмотрели достопримечательности Дагестана и ознакомились с нашими традициями», – сказал Карибов.
Далее министр по туризму и народным художественным промыслам РД Расул Ибрагимов рассказал, что задача ведомства в сфере туризма выйти на качественно новый уровень. «Это будет гарантией того, что наши гости-туристы, приезжая к нам из разных регионов России, зная, что наша республика богата народными праздниками и у нас проводятся разные мероприятия, примут в них участие. Вот это и есть событийный туризм», – отметил Ибрагимов.
Отметим, что конкурс проводится в целях поддержки проектов и инициатив в сфере туризма, приобщения граждан к культурно-историческому наследию, повышения престижа и роли событийного туризма и привлечения новых туристских групп в муниципальные образования Республики Дагестан.

Подкатегории